Попали в историю Часть 1

Мы отправились в старый центр Краснодара, чтобы узнать, как сегодня живется в знаменитых жактовских домах и дворах.

Дворцы — бедноте

Самый центр Краснодара, откуда он стал расти вширь и ввысь, достигнув за два столетия статуса города-миллионника, — это сплошь одноэтажные и двухэтажные особняки и здания екатеринодарского периода. Они занимают целые кварталы, и большинство относится к памятникам архитектуры регионального значения.

Но этот статус они получили в наше время, а 100 лет назад новая власть, озабоченная расселением бедноты из халуп, решила отдать народу особняки аристократии и дома зажиточных граждан. Так стала исполняться мечта Иосифа Сталина о том, что советские граждане должны жить во дворцах, пусть сначала и поделенных на коммунальные квартиры.

В стране появилось Жилищно-арендное кооперативное товарищество (ЖАКТ), просуществовавшее с 1921 по 1937 год. За это время все екатеринодарские особняки, которые не передали организациям под конторы и школы, поделили между бедными горожанами.

Здесь жили Гапонов и Пришельцев

Обратите внимание на одноэтажный дом на ул. Октябрьской, 83, окрашенный в песочно-розовые цвета. В один этаж, с четырьмя высокими окнами по фасаду, затейливым козырьком над крыльцом, построенный в сдержанном стиле модерн — сразу становится понятно, что здание пришло к нам из Екатеринодара. И действительно, построено оно в 1898 году и, как гласит установленная на здании в 2018-м мемориальная доска: «В этом доме с 1909 по 1914 год жил и работал Пришельцев Александр Петрович, начальник сыскного отделения города Екатеринодара, внесший значительный вклад в борьбу с уголовной преступностью на Кубани». Наша газета неоднократно рассказывала о замечательном сыщике и раскрытых им уголовных делах.

Краснодар, ул. Октябрьская, 83.

Помимо этого, читаем на странице в соцсети краеведа Андрея Чугунова, что в этом же здании сразу после учреждения в Екатеринодаре сыскного отделения, в 1908-1909 годах, работал первый руководитель уголовного сыска города Ювеналий Иванович Гапонов, который заложил основы и вектор развития оперативно-разыскной деятельности, а в 1914-17-х — третий начальник сыскного отделения Феофилакт Константинович Колпахчев (в Гражданскую войну, до января 1919 года, он являлся начальником теперь уже уголовного отделения Екатеринодарской городской стражи).

Председатель ТОС №53 Карина Коваленко живет на ул. Октябрьской, 83 (в Екатеринодаре — Посполитакинская, 67) с 1990 года. В свое время дом был очень красивым, но после Октябрьской революции его со всех сторон облепили пристройки. По словам Карины Вартановны, это очень старый двор, здесь жили врачи, юристы и даже профессора.

Она поделилась, что в начале нулевых их дом пытались расселить. Но жильцы не захотели отдать его под снос. Писали письма во все инстанции, включая администрации города и края, и документально доказали, что процент износа строения небольшой и ему еще стоять и стоять. Их оставили в покое до 2024-го. В прошлом году снова предприняли попытку расселения: приходил представитель от частного застройщика, предлагал выкупить их жилье и соседнее, чтобы, по слухам, возвести в квартале очередной бизнес-центр.

— Мы им объяснили, что не хотим отсюда уходить. Обратились в администрацию города, там нас успокоили: никакого расселения не планируется, скорее всего, к нам приходил «засланный казачок», прощупывал почву.

Сама Карина Вартановна очень любит свой дом и его уютный дворик. Она знает всех жильцов — и тех, кто тут живет в третьем поколении, и новых квартирантов. Единственная проблема, с которой сталкиваются местные жители, — это маленькая территория двора, где не помещаются все машины.  На вопрос о желании переехать в новую квартиру председатель ТОС отвечает однозначно нет, потому что таких добротных и надежных домов, как ее, уже не строят, и он самый лучший.

Он же памятник!

Далее идем на ул. Рашпилевскую, 65. Нас встречает председатель ТОС №6 Анна Николаевна Кисюк, которая живет здесь уже 43 года. В отличие от своей коллеги с Октябрьской, 83 она не отказалась бы переехать в новую благоустроенную квартиру, потому что имеющееся жилье требует капитального ремонта.

Особняк построили в 1896 году, до Революции в нем жил зажиточный купец. С тех самых времен сохранился кованый балкон, поражающий изящностью изгибов чугунных прутьев; напольная плитка, местами побитая, но с ярким, не выцветшим за столетие узором; потолки, от их высоты кружится голова; парадная дверь, привлекающая внимание местных эстетов, за которой спряталась большая мраморная лестница царских времен.

В доме два этажа, и на каждом — коммунальная квартира: у жильцов общий санузел, кухня и длинный коридор. К сожалению, эта общая зона зимой не отапливается, приходится оставлять газовую плиту включенной, чтобы хоть как-то согреть комнату. В подвале постоянно стоит вода, но не из-за протекающих труб, а от подземных вод, которые порой поднимаются почти до потолка. Снаружи дом покрыт небольшими трещинами, которые сейчас убирают, а его фасад напоминает о былой красоте особняка.

— Мы хотели сами за свои деньги поставить новые ворота, но нам сказали, что нельзя, ваш дом — исторический памятник, — поделились жительницы дома.

Анна Николаевна рассказала, что раньше соседи собирались по вечерам поболтать и попить чаю, весной дружно убирали во дворе, все праздники отмечали вместе, в том числе дни рождения и свадьбы: выносили стулья, накрывали столы. А еще помогали с похоронами и поминками — и счастье, и горе были общими. Но сейчас эта общность пропала:

— Молодежь въехала, заселились новые квартиранты, и уже никто ни с кем не общается. А раньше в жактах было весело, — поделилась председатель ТОС №6.

Как у бабушки в гостях

Нас приглашает в гости жительница одной из квартир Валентина Васильевна. Живет здесь с 1965 года и не хочет никуда переезжать. В свои 85 она очень активная. Как только поднялись на второй этаж, сразу подумала о своей бабушке — как будто у нее в гостях. В освещенной теплым светом небольшой прихожей расположились шкаф во всю стену в глубине комнаты, стол с приборами и приправами и небольшой комод для обуви, на котором стоит зеркальце. В комнате Валентины Васильевны очень светло, уютно и тепло.

Этот жактовский дом отличается от других тем, что у него два двора: один ухоженный, с цветущими деревьями и небольшой детской площадкой, другой наши собеседницы в шутку называют шанхаем. Раньше между ними был проход, который сейчас загораживает очередная пристройка.

Эти пристройки появлялись здесь постепенно — с 20-30-х годов прошлого века. Во дворике на Рашпилевской они сделаны из кирпича, и каждая уникальна, не похожа на другие. По словам жительниц, последнюю построили 20 лет назад. Также там остались старые деревянные сарайчики в печальном состоянии.

Этот дом уже дважды хотели снести, но до дела так и не дошло. Когда же его включили в историческое поселение (см. Справку), предложения о переселении перестали поступать.

Другая жительница дома, Лидия Алексеевна, тоже показала нам, как живет в своей пристройке. За 10 лет она сделала основательный ремонт: в небольшой прихожей разместилась маленькая светлая кухонька с гарнитуром, столом, табуреткой и большим количеством цветов; у нее есть свой санузел и просторная светлая комната с диваном, большим письменным столом и телевизором. На вопрос о желании переселиться в новую квартиру Лидия Алексеевна ответила так:

— Мне тут нравится, здесь не скучная жизнь, а действительно настоящая. Выходим во дворик, общаемся друг с другом.

Старожилы Рашпилевской, 65.

Справка

Первого марта 2019 года вступил в силу приказ администрации Краснодарского края, определяющий предмет охраны и границы территории исторического поселения регионального значения кубанской столицы. Его территория занимает 113 кварталов, предмет охраны включает 271 объект культурного наследия и 433 ценных, а также историческую планировку кварталов и др.

Читайте также