Это он устроил «черный вторник» американцам

Авиаинститут, армия, школа летчиков Георгий Агеевич Лобов родился в столице Кубанской области городе Екатеринодаре 23 апреля 1915 года в семье железнодорожного рабочего.

Авиаинститут, армия, школа летчиков

Георгий Агеевич Лобов родился в столице Кубанской области городе Екатеринодаре 23 апреля 1915 года в семье железнодорожного рабочего. После окончания семилетки (с 1930 г. в СССР было введено всеобщее обязательное 7-летнее обучение, которое считалось окончанием неполной средней школы) и ФЗУ стал работать обжигальщиком на Новороссийском цементном заводе. В 1932 году его избрали секретарем комсомольской организации предприятия. Спустя два года он окончил Ростовское отделение института заочного обучения партактива и поступил на первый курс Новочеркасского авиационного института, однако окончить его Георгию было не суждено.

В ноябре 1935 года по спецнабору ЦК ВЛКСМ его призвали в ряды рабоче-крестьянской Красной Армии и направили на учебу в 7-ю Сталинградскую военную школу летчиков, которая готовила специалистов для разведывательной, легкобомбардировочной и истребительной авиации. Она была организована в 1930 году. Командовал школой комбриг И.Е. Богослов. Одним из первых ее курсантов был и наш земляк-кубанец будущий дважды Герой Советского Союза маршал авиации Евгений Савицкий. 

В 1938 году, после окончания школы с отличием, Лобова назначили командиром звена в 3-ю эскадрилью 19-го истребительного авиаполка 54-й авиабригады ВВС Ленинградского военного округа. В 1939-м в составе полка он принимал участие в походе Красной Армии в Западную Украину. В том же году стал членом ВКП(б). В ноябре 1939-го был назначен помощником военкома эскадрильи своего полка. 

В составе 54-й авиабригады ВВС 7-й армии Г.А. Лобов принимал участие в Советско-финляндской войне 1939-1940 гг., совершил 66 боевых вылетов. Указом Президиума ВС СССР от 7 апреля 1940 года лейтенант Лобов награжден орденом Красной Звезды.

В первый день войны уже участвовал в воздушных боях

В июне 1940 года Георгий Агеевич стал военкомом эскадрильи 124-го истребительного авиаполка ВВС Западного особого военного округа. Война для него началась 22 июня 1941 года. В этот день старший политрук (капитан) Лобов вступил в воздушный бой над аэродромом Высоке-Мазовецк, в ходе которого получил легкое ранение в левую руку и лицо.

Со своим полком, военкомом эскадрильи и врио командира эскадрильи воевал на Западном фронте до 13 сентября 1941-го, участвуя в ожесточенных приграничных боях в Белоруссии и Смоленском сражении. 15 сентября полк перебазировали на Ленинградский фронт. С 20 сентября по 1 октября участвовал в отражении налетов вражеской авиации на Кронштадт. 

3 октября 1941-го старший политрук Г.А. Лобов назначается военкомом эскадрильи 26-го Нарвского истребительного авиаполка под командованием майора Б.Н. Романова 7-го авиакорпуса ПВО под командованием Героя Советского Союза полковника С.П. Данилова. Летчики полка осуществляли прикрытие Ленинграда и Дороги жизни на Ладожском озере с воздуха, а также вылетали на прикрытие наземных войск и штурмовку войск противника. Здесь, на Ладожском озере, юго-восточнее мыса Осиновец, в октябре 1941 года Георгий Лобов сбил свой первый вражеский самолет — немецкий бомбардировщик «Дорнье» ДО-17, следующим был истребитель МЕ-109. 

До конца 1941 года старший политрук Лобов совершил 88 боевых вылетов и принял участие в 26 воздушных боях и 16 штурмовках войск противника. В феврале 1942 года приказом Военного совета войск Ленинградского фронта был награжден орденом Красного Знамени.

С февраля 1942 года воевал в должности заместителя командира 286-го истребительного авиаполка майора П.Н. Баранова на Ленинградском фронте, летал на истребителях И-16. Полк выполнял задачи по разведке, штурмовке батарей дальнобойной артиллерии противника и сопровождению транспортных самолетов, доставляющих людей и грузы в осажденный Ленинград. Георгий Лобов совершил около 70 вылетов по сопровождению транспортных самолетов, при этом не потеряв ни одного из них. 

С мая 1942-го был командиром группы прикрытия при еженедельных перелетах секретаря ЦК ВКП(б) А.А. Жданова из Ленинграда на Большую землю и обратно. 

25 ноября 1942 года назначен заместителем командира по политчасти вновь сформированной 275-й истребительной авиадивизии полковника Ф.М. Мищенко. На боевые вылеты летал на истребителях Як-1 и Ла-5. 

Custom Image

«Смелая и тактически грамотная атака»

В июне 1943 года стал заместителем командира 322-й истребительной авиадивизии. В составе 2-го истребительного авиакорпуса под командованием Героя Советского Союза генерал-лейтенанта А.С. Благовещенского воевал на Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в Курской, Брянской, Невельско-Городокской, Белорусской наступательных операциях. 

Его дивизия отличилась в Невельско-Городокской операции в боях под Витебском, Невелем и Дретунью. В ней подполковник Лобов управлял боевыми действиями дивизии с командного пункта 3-го гвардейского кавалерийского корпуса генерал-лейтенанта Осликовского, действовавшего в полуокружении и имевшего задачу перехватить дорогу Витебск — Бешенковичи. В марте 1944 г.  «За энергичное участие в руководстве боевой работой и лично произведенные 113 боевых вылетов и два сбитых самолета противника» его наградили орденом Отечественной войны 1-й ст. 

С 1 июня по 15 сентября 1944 г. 322-я истребительная авиадивизия входила в состав 3-го Белорусского фронта и участвовала в Белорусской наступательной операции. Подполковник Лобов лично водил истребители дивизии на сопровождение бомбардировщиков 1-го гвардейского бомбардировочного авиакорпуса. К июлю 1944 года он «произвел 255 боевых вылетов, провел 26 воздушных боев», лично сбил два МЕ-109ф, два МЕ-110 и в группе — семь самолетов противника». 

15 июля 1944 года группа из 24 ЛА-5 под командованием подполковника Лобова «произвела налет на аэродром Каунас. В результате смелой и тактически грамотно произведенной атаки штурмовыми действиями уничтожено 15 и повреждено 7 самолетов противника, не имея при этом своих потерь». По ходатайству командующего 1-й Воздушной армией нашего земляка-кубанца генерал-полковника Т.Т. Хрюкина приказом войскам 3-го Белорусского фронта от 18.08.1944 г. он был награжден вторым орденом Красного Знамени.

«Довольно часто приходилось сдерживать его активность»

25 июля 1944 г. подполковник Лобов организовал штурмовой удар по железнодорожной станции Тильзит. В августе по приказу командира 2-го истребительного авиакорпуса успешно, без потерь, провел четыре крупных штурмовых налета на аэродромы противника в Восточной Пруссии. С 1 по 14 ноября 1944 года временно командовал дивизией.

С января 1945 года 322-я Минская истребительная дивизия воевала в составе 1-го Украинского фронта маршала И.С. Конева, участвовала в Висло-Одерской наступательной операции. Наряду со своей основной работой в должности заместителя командира дивизии подполковник Лобов продолжал выполнять боевые вылеты и участие в воздушных боях. 

«На боевое задание летает с желанием. В бой вступает смело и тактически грамотно его проводит. Часто водит на боевое задание группы своих истребителей, где личным примером учит подчиненных побеждать противника в воздухе и наносить ему максимальный ущерб в живой силе и технике на земле», — говорилось в его боевой характеристике. 

Командир дивизии Герой Советского Союза полковник А.Ф. Семенов писал о своем заместителе: «Занимая столь высокую должность, Лобов любил сам слетать на боевое задание, подраться с противником. Довольно часто приходилось сдерживать его активность: у заместителя командира дивизии было немало дел и на земле…».

«За произведенный 31 успешный боевой вылет, лично сбитые 4 ФВ-190 и 1 ФВ-190, сожженный на аэродроме, за энергичное и правильное руководство боевой работой частей» по ходатайству командующего 2-й Воздушной армией генерал-полковника С.А. Красовского Лобова наградили третьим орденом Красного Знамени.

Награжден полководческим орденом Кутузова

20 февраля 1945 года его назначили командиром 7-й гвардейской Ржевской Краснознаменной истребительной авиационной дивизии, с которой участвовал в Берлинской и Пражской наступательных операциях. Через два месяца комдиву исполнилось всего 30 лет.

В этих последних боях за отличные действия под его руководством дивизия была награждена орденами Суворова 2-й ст. и Кутузова 2-й ст.

В небе над Берлином 22 апреля комдив сбил вражеский пикирующий бомбардировщик Ю-87. А свою последнюю победу в этой войне одержал 8 мая 1945 года, сбив немецкий Хе-111 в районе чешского города Теплице, в 90 км от Праги. 

«Дивизия под командованием гвардии подполковника Лобова с первого дня операции войск 1-го Украинского фронта, начиная с прорыва обороны немцев на реке Нейсе и кончая взятием города Берлин, вела напряженную боевую работу, надежно прикрывая стремительное наступление 3-й гвардейской танковой армии и 3-й гвардейской армии. Лично гвардии подполковник Лобов летает на боевые задания с большим желанием… За период операции по взятию города Берлин гвардии подполковник Лобов произвел 33 боевых вылета, провел 5 воздушных боев, в которых сбил 2 самолета противника», — написал в представлении на награду командир 2-го истребительного авиакорпуса генерал В.М. Забалуев. Представление поддержал командующий 2-й Воздушной армией генерал-полковник авиации С.А. Красновский (будущий маршал авиации). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.05.1945 года гвардии подполковник Лобов был награжден полководческим орденом Кутузова 2-й степени.

Разрушил миф о неуязвимости «сверхкрепостей» производства США

После войны продолжал командовать дивизией в Центральной группе войск, образованной из войск 1-го Украинского фронта на территории Венгрии, Австрии и Чехословакии. В сентябре 1945 года его направили на учебу на курсы усовершенствования командиров и начальников штабов авиадивизий при Военной академии командного и штурманского состава ВВС Красной Армии, по окончании которых в мае 1946 года был назначен командиром 303-й авиационной истребительной Смоленской Краснознаменной ордена Суворова дивизии. 

С августа 1951 года во главе дивизии принял участие в корейской войне. Под его командованием 303-я истребительная авиадивизия одержала здесь наибольшее количество побед над американскими летчиками, сбив 302 самолета, в том числе 18 стратегических тяжелых бомбардировщиков —  «сверхкрепостей» В-29, имеющих экипаж из 12 человек и до этого считавшихся непобедимыми. 

Советские летчики добились превосходства в воздухе над хозяйничавшими здесь до того американскими самолетами.

Вот лишь один пример боевой работы советских летчиков. 9 сентября 1951 года комдив Лобов, вылетев во главе шестерки наших МиГ-15, обнаружил 64 идущих восьмерками американских реактивных истребителя-бомбардировщика F-80. Не задумываясь, комдив дает команду на атаку. Сразу сбили ведущего замыкающей восьмерки. Американцы, даже не встав в оборонительный круг, сбросили бомбы и ушли в сторону моря, приближаться к которому советским летчикам было запрещено. Сам Георгий Агеевич удивлялся: «Конечно, МиГ-15 превосходил по своим летно-техническим характеристикам F-80, но все-таки позорно бежать, имея 10-кратное преимущество…». Краснодарец сбил F-80 с бортовым №49-814 из состава 8-й истребительно-бомбардировочной авиагруппы. 

В октябре того же года вступил в командование 64-м истребительным авиационно-реактивным корпусом. Наряду с 303-й в корпус входила 324-я истребительная авиадивизия под командованием прославленного аса трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба. 

Custom Image

«Как только противник начинал нести потери, он тут же ретировался»

30 октября 1951 года комкор Лобов воспользовался просчетами американского командования в построении вражеских стратегических бомбардировщиков и прикрывающих их истребителей, летевших бомбить аэродром Намси, и преподал нахальным американцам жестокий урок. 

В этом воздушном сражении с обеих сторон участвовало около 270 самолетов. С американской — 
 21 «суперкрепость» В-29 и до 200 прикрывающих их истребителей. С советской стороны — 56 истребителей МиГ-15, из которых 12 машин оставалось в резерве, а в бою участвовало лишь 44 машины. 

Из-за неправильного построения американцев нашим истребителям удалось прорваться к бомбардировщикам и нанести им сокрушительный удар. В этом бою советские летчики сбили 12 (из 21) стратегических бомбардировщиков В-29 и четыре истребителя F-84, потеряв только один свой МиГ-15. При этом на аэродром Намси не упало ни одной бомбы, так как хваленые янки, не долетев до цели, обратились в паническое бегство. Американцы назвали этот день «черным вторником». 

Разбираться с причинами разгрома из Америки примчалась целая комиссия из командования ВВС США. С целью проверки был спланирован еще один воздушный налет, теперь на переправу у Анея с использованием трех В-29 под прикрытием десятков истребителей. В этом бою все три стратегических бомбардировщика В-29 были сбиты. После этого американцы использовали свои, стоившие миллионы долларов «суперкрепости» В-29 только по ночам. 

Успешные действия летчиков корпуса изменили характер ведения боев в корейской войне и вынудили военное руководство США пересмотреть планы использования своей стратегической авиации.

Сам генерал так оценивал своих американских противников:

«Как только противник начинал нести потери, он тут же начинал ретироваться. Так, 12 сентября 1951 г. нам пришлось вести бой группой из 80 МиГ-15 со 150 F-80, в районе между Аньчжу и Пхеньяном. Поскольку противник не имел истребительного прикрытия, то, потеряв за считаные минуты 15 самолетов, бросился наутек. Мы же благополучно вернулись на свои аэродромы. Только три машины имели незначительные повреждения».

В воздушных боях в Корее генерал-майор авиации Г.А. Лобов совершил 15 боевых вылетов, сбив 4 американских реактивных истребителя F-80. Побед было бы намного больше, если бы командование по политическим мотивам не ограничило, а затем вовсе не запретило бесстрашному комкору участвовать в боевых вылетах. 

Звезда Героя

Свое боевое крещение прославленный летчик Г.А. Лобов получил на Карельском перешейке в далеком 1940 году на устаревшем биплане И-15 бис, а закончил свою боевую работу, будучи командиром корпуса, в 1951 году на реактивном истребителе МиГ-15, в звании генерала. В воздушных боях ни разу не был сбит.

Указом Президиума ВС СССР от 10 октября 1951 г. за героизм и мужество, проявленные в боях Великой Отечественной и корейской войн, генерал-майор авиации Г.А. Лобов был удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего за годы корейской войны 22 советских летчика были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них был еще один краснодарец — майор А.М. Карелин, выпускник Краснодарской спецшколы ВВС и Краснодарской военной школы летчиков. На его счету шесть побед над американцами.

С апреля 1953 года генерал-майор авиации Лобов находился на учебе в Высшей военной академии им. К.Е. Ворошилова, после окончания которой был назначен генерал-инспектором Инспекции истребительной авиации Главной инспекции МО СССР. С апреля 1957 года исполнял должность генерал-инспектора фронтовой истребительной авиации Инспекции ВВС Главной инспекции МО СССР. 

С апреля 1962 года был заместителем командующего по боевой подготовке — начальником отдела боевой подготовки и вузов ВВС Московского военного округа. В марте 1963 года стал начальником кафедры ВВС Военной академии им. М.В. Фрунзе, получил ученое звание — профессор. 

9 февраля 1976 года генерал-лейтенант авиации Г.А. Лобов был уволен в запас. Продолжал активно заниматься военно-исследовательской работой. Опубликовал свои воспоминания об участии в корейской войне. 

Награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Кутузова 2-й ст., двумя орденами Отечественной войны 1-й ст., тремя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3-й ст., медалями, а также иностранными орденами и медалями.

Жил в Москве. Скончался 7 января 1994 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

В столице на доме на Кудринской площади, 1, в котором с 1955 по 1994 год жил герой-краснодарец генерал-лейтенант Георгий Агеевич Лобов, установлена мемориальная доска. 

Даже в станице Раевской Краснодарского края именем Героя Лобова названа одна из центральных улиц. В городе Краснодаре, уроженцем которого является ветеран финской, Великой Отечественной и корейской войн Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Г.А. Лобов, его память никак не увековечена.

Читайте также