По комсомольскому набору
Иван Андреевич Скляров родился 10 сентября 1920 года в селе Грабово Павлодарского уезда Семипалатинской области Российской империи. После окончания семилетки (в те годы семилетнее образование было обязательным) стал работать на шахте «Красная Звезда» в городе Чистякове (ныне город Торез Донецкой Республики). В 1938 году его призвали в рабоче-крестьянскую Красную Армию и по комсомольскому набору направили на обучение в Ворошиловградскую (ныне город Луганск) военную авиационную школу летчиков. После окончания авиашколы в 1940 году Иван Скляров начал службу в авиации, которой отдал более 25 лет.
Начало Великой Отечественной войны младший лейтенант Скляров встретил в должности пилота 33-го скоростного авиационного полка 19-й бомбардировочной авиадивизии полковника Богородицкого (Юго-Западный фронт). Летчики дивизии воевали в составе ВВС 12-й армии, участвовали в приграничном сражении, Киевской и Сумско-Харьковской оборонительных операциях. Это были наиболее трагические для Красной Армии бои на начальном этапе войны.

Всегда спасал свой экипаж и боевую машину
Летчики 33-го скоростного авиаполка летали на устаревших бомбардировщиках СБ. Экипаж этих машин состоял из трех человек — пилота, штурмана и стрелка-радиста. Впервые самолеты этого типа участвовали в боевых действиях в Испании в 1936-1937 годах и неплохо себя зарекомендовали. Летчики ласково называли свои машины «катюшками». Однако с появлением новых немецких истребителей типа ФВ-190 они стали доступной целью для немецких стервятников.
После больших потерь самолеты СБ стали использовать в качестве ночных бомбардировщиков. А после окончания Сталинградской битвы практически во всех авиационных частях эти бомбардировщики заменили на более современные Пе-2 и Ту-2. Оставшиеся в строю самолеты использовали в качестве транспортных и связных.
Вот на таких машинах приходилось летать 20-тилетнему пилоту Ивану Склярову, менее года назад закончившему летную школу. Однако и на таких машинах летчик проявлял чудеса храбрости и образцы профессионального мастерства.

В боевых документах указано:
«Производя боевую разведку в районе Киева, снарядом ЗА (зенитной артиллерии. — Авт.) разбило кабину штурмана (находилась в носу самолета. — Авт.), штурман был ранен, пробило бензобаки, но Скляров продолжал выполнять задание. Он снизился, и с малой высоты сам сбросил бомбы по обнаруженной колонне. Загорелись четыре автомашины с боеприпасами, в воздух полетели до 10 мотоциклистов, несколько повозок и автомашин. Успешно возвратившись на аэродром, Скляров выполнил задание и доставил ценнейшие сведения по разведке войск противника».
В сентябре 1941 года при возвращении с одного из боевых вылетов самолет СБ Склярова атаковали истребители противника при совершении посадки на аэродром. Экипаж при совершении посадки был вынужден отбивать атаки. Стрелок-радист получил ранение, баки и приборы самолета были разбиты. Под градом пуль пилот Скляров сумел совершить посадку, выскочил из своей кабины, вынес раненого стрелка и из его пулемета продолжил отбивать атаки вражеских истребителей на аэродром.
К 17 октября 1941 года Иван Скляров совершил уже 55 боевых вылетов на бомбежку войск противника, 32 раза его машина подвергалась сильному огню зенитной артиллерии и воздушным нападениям истребителей противника. По представлению командира полка полковника Пушкарёва приказом войскам Юго-Западного фронта от 6 ноября 1941 года №46 он был награжден своей первой боевой наградой — орденом Боевого Красного Знамени.
«Раньше нас здесь не замечали, а теперь вдруг такой огонь. С чего бы?»
Наш герой особо отличился в боях в ноябре 1941 года. Экипажу Склярова было поручено контролировать участок железной дороги, соединяющий оккупированные немцами города Брянск и Орел. Каждую ночь экипаж Склярова, погрузив на борт СБ дополнительный сверхкомплектный запас бомб, вылетал на ночную охоту за противником.
Сам Иван Андреевич вспоминал:
«Примерно в полночь мы прибыли на цель к станции Орел. Неожиданно со станции нас сильно обстреляли «эрликоны». Я сделал уклоняющийся маневр и вышел из зоны зенитного огня. Раньше нас здесь не замечали, а теперь вдруг такой огонь. Значит, на станции что-то подлежит особой охране, может, воинские эшелоны? Чтобы обмануть зенитчиков, я ушел в западном направлении, набрав высоту, стал контролировать перегон до Брянска. Через некоторое время развернулся и взял курс на Орел. Примерно за 50 километров до цели задросселировал двигатели и стал снижаться. В это время в облаках образовалось окно и луна осветила станцию. Она была забита эшелонами: стояли крытые вагоны, платформы и цистерны. Цель еще не дошла на угол сброса бомб, хотя высота полета упала до 400 метров. Увеличивать обороты двигателя нельзя, это верная гибель. Продолжаю снижаться. И вот высота 350 метров. Цель на углу сброса. Даю команду штурману провести залповое бомбометание с минимальным интервалом. Бомбы сброшены. И буквально через секунды произошел огромной силы взрыв. Станция была освещена как днем.
Самолет бросило вниз, и мне с большим трудом удалось вывести его в горизонтальный полет у самых крыш станционных построек. Зенитная артиллерия противника открыла ураганный огонь. Спасли нас те же станционные постройки и малая высота. Отойдя от станции на 10-15 километров, я набрал высоту. Весь экипаж теперь мог наблюдать за впечатляющим фейерверком: огромные огненные шары поднимались в темное небо. То рвались 50-тонные цистерны с горючим, вагоны со снарядами, предназначавшиеся для танковой армии Гудериана.
После посадки на своем аэродроме я осмотрел самолет и насчитал около 300 пробоин в фюзеляже и хвостовой части. В очередной полет мы не вышли, самолету был нужен ремонт… А через несколько дней нам сообщили из разведотдела армии, что на станции Орел горело и рвалось около трех суток. Был уничтожен эшелон с горючим и два — с боеприпасами».

Одним из первых удостоился высшего звания страны в годы войны
К февралю 1942 года лейтенант Иван Скляров совершил 87 боевых вылетов на бомбардировку, из них 16 — в ночных условиях. Сбросил над немецкими позициями более 42 000 кг бомб, уничтожив большое количество техники, боеприпасов и живой силы противника. Успешно участвовал в 7 воздушных боях.
Командир полка майор Рассказов ходатайствовал о присвоении младшему лейтенанту Склярову звания Героя Советского Союза. Представление поддержали командир 19-й авиадивизии полковник Пушкарев, заместитель командующего авиацией Юго-Западного фронта, будущий маршал авиации, в то время генерал-майор Фалалеев, и командующий фронтом генерал-лейтенант Костенко. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1942 года лейтенанту Склярову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за №639.
С момента учреждения звания Героя Советского Союза до начала Великой Отечественной войны им было удостоено около 600 человек, включая пятерых наших земляков-краснодарцев. Пять человек стали дважды Героями Советского Союза. Таким образом, даже учитывая тот факт, что золотые звезды выдавали не строго в порядке нумерации, лейтенант Скляров был удостоен этого высокого звания в годы Великой Отечественной войны в числе первых.

«Бомбы упали на цель»
С июля 1942 года командир звена старший лейтенант Скляров воевал на Сталинградском фронте в составе 272-й ночной бомбардировочной авиадивизии полковника П.О. Кузнецова, 8-й воздушной армии под командованием нашего земляка генерал-лейтенанта авиации Т.Т. Хрюкина. Затем воевал на Южном и 4-м Украинском фронтах, в составе 270-й (6-й гвардейской) бомбардировочной авиадивизии под командованием будущего заместителя главкома Дальней авиации ВВС СССР генерал-полковника авиации, в то время генерал-майора Г.А. Чуева. Дивизия участвовала в Донбасской, Мелитопольской, Никопольско-Криворожской наступательных операциях, части дивизии поддерживали войска фронта при прорыве обороны противника на р. Миус, освобождении Донбасса, Мелитополя, южной части Левобережной Украины.
С февраля 1942 года по декабрь 1943 года заместитель командира эскадрильи 10-го гвардейского Киевского бомбардировочного полка 6-й гвардейской Таганрогской бомбардировочной авиадивизии гвардии капитан Скляров совершил 228 боевых вылетов ночью и 3 дневных вылета на бомбардировку объектов противника.
Вот лишь некоторые эпизоды боевой деятельности отважного летчика:
21 июля 1943 года «Тов. Скляров, возглавляя группу, точно вывел ее на цель. Зенитная артиллерия противника открыла сильный огонь. Бомбы упали на цель. Весь населенный пункт был объят пожаром. Над целью группа наших самолетов была атакована истребителями противника «Фокке-Вульф- 190», тов. Скляров плотным строем сомкнул свои самолеты, и все атаки противника были отбиты огнем стрелков-радистов».
22 июля 1943 года в небе в районе Успенской атаковал колонну вражеских машин с боеприпасами.
«Снизившись на минимальную высоту, своими штурмовыми действиями рассеял и уничтожил до 30 автомашин».
5 августа.
«Бомбардируя ж/д станцию Илловайская, тов. Скляров вел группу своих самолетов на цель, и после бомбардировки отмечено прямое попадание по эшелону, где возник огромный очаг пожара, после чего возникло еще 3 пожара. Задание было выполнено. Все самолеты вернулись на свой аэродром».
По представлению командира полка гвардии подполковника Бурбело, поддержанного комдивом генералом Чуевым, приказом командующего 8-й Воздушной армии гвардии капитан Скляров был награжден вторым орденом Красного Знамени.
Участник Парада Победы 24 июня 1945 года
В 1944 году летчики дивизии участвовали в освобождении Крыма. С января 1944 года командир эскадрильи гвардии капитан Скляров совершил 138 боевых вылетов днем и 36 ночью.
В июле 1944 года приказом командующего 1-й Воздушной армией награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
В июне 1944 года 6-я гвардейская авиадивизия вошла в состав 1-й Воздушной армии 3-го Белорусского фронта под командованием генерала армии Черняховского, затем маршала Василевского и участвовала в освобождении Белоруссии и Литвы, поддерживала войска фронта в Витебско-Оршанской, Минской, Вильнюсской и Каунасской наступательных операциях, при форсировании рек Березина и Неман, уничтожении окруженных витебской и минской группировок противника. Осенью 1944 года дивизия поддерживала войска фронта при наступлении к границам Восточной Пруссии, затем в 1945 году участвовала в Восточно-Прусской наступательной операции.
Среди лучших воинов 3-го Белорусского фронта гвардии майор Скляров участвовал в историческом Параде Победы 24 июня 1945 г. в Москве на Красной площади.
Участник войны с Японией на Дальнем Востоке.
Память о прославленном летчике
После окончания Второй мировой войны отважный летчик продолжил военную службу. Служил в военно-воздушных частях дальней авиации Военно-Морского Флота СССР. С 1965 года полковник авиации И.А. Скляров в запасе.
Почетный гражданин города Североморска, в котором он служил в послевоенное время. Именем Героя названы школы в поселке Великий Мурманской области и в поселке шахты «Красная Звезда» в городе Торез.
Жил в Краснодаре. Умер 24 августа 1992 года, похоронен на Славянском кладбище.
В современной Российской армии имя прославленного летчика Ивана Склярова носит дальний сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик ТУ-22М3 (бортовой номер 05), предназначенный для уничтожения морских авианесущих групп противника. Примечательно, что такой же стратегический ракетоносец носит имя другого нашего земляка-краснодарца — морского летчика Героя Советского Союза полковника Федора Радуса (бортовой номер 057). Таким образом, из 11 известных на сегодня именных стратегических ракетоносцев ТУ-22М3 два носят имена героев-краснодарцев.
В Краснодаре на доме по ул. им. Рашпилевской, 335, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.